ГЛАВНАЯ

О КОМПАНИИ

РАБОТЫ

ОБЪЕКТЫ

УСЛУГИ

ПУБЛИКАЦИИ

ЭКОСИСТЕМНЫЙ МЕТОД

ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ

ГЛОССАРИЙ

ОТЗЫВЫ О РАБОТЕ

КОНТАКТЫ

     

История Ризоположенского монастыря в г. Суздале

 

Время основания монастыря с точностью определить невозможно, но многочисленные авторы (В.Т. Георгиевский, А.Д. Варганов, Н.Н. Воронин и др.), относят его начало к 1207 году, основываясь на летописном свидетельстве ключаря кремлевского Богородице-Рождественского собора Анании Федорова, который в своем «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» 1754 года, указывает эту дату [1,2,3]. Это свидетельство можно считать достоверным, так как время устроения монастыря совпало с периодом правления Ростово-Суздальского Епископа Иоанна, особенно к Суздалю тяготевшего. Закладка монастыря произошла во время княжения Всеволода Большое Гнездо, при котором строительная деятельность во Владимиро-Суздальском княжестве достигла наибольшего расцвета.

Ризоположенский монастырь приобрел известность как место подвижнической жизни преподобной Евфросинии, дочери святого благоверного князя Черниговского Михаила. Ссылаясь на текст жития Евфросинии, написанного иноком Григорием во второй четверти XVI столетия, В.Т. Георгиевский пишет: «Преподобная Евфросиния, в миру Феодулия, родилась в 1212 году. Рождение ее было испрошено молитвами родителей, долго не имевших детей, и заранее было предсказано князю и княгине, увидевшим во сне прекрасную голубку, летевшую в их руки. Дочь благочестивых родителей, княжна Феодулия получила хорошее воспитание. По сказанию жития, в ее воспитании и обучении грамоте принимал участие боярин Феодор, разделивший впоследствии судьбу великого князя в орде. Феодулия более всего почитала иноческую жизнь, и с ранних лет мечтала посвятить жизнь свою на служение Богу. Родители хотели выдать ее в замужество и обручили с потомком варяжского князя Шимона Миной. (Минино селище находится в 3-х верстах от Суздаля, почти семь столетий спустя – в 1899 г. - оно стало принадлежать Ризположенскому монастырю). Пока княгиня Феодулия находилась на пути в Суздаль, жених ее Мина внезапно заболел и скончался. Известие о его смерти благоверная княжна приняла как указание Божие избрать иноческую жизнь, а посему, не возвращаясь домой к родителям, решила остаться в Суздале и посвятить себя иноческим подвигам. Кн. Феодулия постриглась в незадолго перед тем основанный Ризоположенский монастырь с именем Евфросинии. Списатель жития подробно описывает труды и подвиги Евфросинии: «Евфросиния же добре подвизашеся в подвизех», говорит он, «преспеваше разумом и мудростью», все делая для себя своими руками, забыв свое высокое происхождение, «воздержание же имуща паче меры, плоть изнуряя, душу же просвещая». Слава о подвижническом житии пр. Евфросинии стала привлекать богомольцев. Многие из граждан Суздаля стали усердно посещать монастырь ради того, чтобы послушать ее чтение, пение, а еще более ради ее поучения, так как с дозволения игумении Евфросиния преподавала душеполезные наставления в трапезе всем собравшимся. Эти наставления и подвижническая жизнь Евфросинии побуждали многих родителей отдавать в монастырь своих дочерей, но более поступало туда вдов. По совету Евфросинии игумения разделила монастырь на две половины: в одной были поселены девицы, в другой - иночествующие вдовы. В новом монастыре был построен храм святой Троицы и он получил название «Троицкий» [1].

По прошествии времени, по свидетельству епископа Черниговского Филарета, Евфросиния была избрана в начальницы монастыря [1]. В житии пр. Евфросинии приводится факт чудесного спасения ею своей обители. Когда на Суздаль напали татары во главе с Батыем, многие монахи из окрестных монастырей убежали, ища спасения за кремлевскими стенами. Несмотря на это, и они сами, и их монастыри были захвачены. Только Ризоположенский монастырь, хоть и стоял вне укреплений, остался цел и невредим благодаря молитвам Евфросинии, которая с некоторыми монахинями и настоятельницей не покинула свою обитель. Инок Григорий пишет, что татары не могли приблизиться к этому месту - какая-то сила держала их. Спустя шесть лет после нашествия Батыя на Суздаль, пр. Евфросинии пришла весть о мученической кончине ее отца, Князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, которые не изменили христианской вере во время путешествия в орду. Евфросиния, по словам автора жития, была утешена в своем горе видением: ей во сне явились отец и боярин Феодор, увенчанные мученическими венцами. В конце своей подвижнической жизни пр. Евфросиния была, по словам жития, удостоена дара чудотворений. Инок Григорий сообщает чудо исцеления бесноватой отроковицы Таисии, которая вместе с матерью постриглась впоследствии в Ризположенском монастыре. Преподобная Евфросиния скончалась около 1250 – 1258 гг.

Несколько чудес, совершившихся при гробнице Евфросинии в XVI веке, обратили внимание духовенства на Ризоположенский монастырь. Явилась мысль о канонизации пр. Евфросинии, что и было приведено в исполнение благодаря ходатайству епископа Варлаама перед царем Иваном Грозным и митрополитом Антонием. Днем поминания пр. Евфросинии было назначено 25 сентября (8 октября по новому стилю).

Благодаря богомольцам, усердно посещавшим монастырь с целью поклонения святым мощам, его средства увеличились. В это время и был выстроен каменный Ризоположенский собор, впервые упоминаемый в описи Суздаля 1628 года. Существует предположение, что ктитором храма мог быть боярин Василия III Иван Шигоня–Поджогин, ударивший плетью великую княгиню Соломонию Сабурову во время ее пострижения в Покровский монастырь [4]. Не исключается также связь строительства храма с церковными соборами 1547 и 1549 годов, когда после прославления местных святых над их мощами строились новые храмы, или с событиями 1570-х годов, когда Иван IV после разгрома Новгорода мог послать в Суздаль новгородских мастеров.

В описи 1628 года монастырь называется «ружным», т.е. ему была дана царская руга: земля и угодья, а также денежные средства. Руга эта давала возможность монастырю существовать безбедно и способствовала его благоустройству. В XVII веке была воздвигнута большая часть каменных построек: колокольня (не дошедшая до наших дней), Святые ворота, башни, часовня и паперть вокруг Ризположенского собора. Сохранились имена строителей - суздальских мастеров Мамина, Грязнова и Шмакова, ставшие известными благодаря челобитной, которую в своем труде приводит В.Т. Георгиевский [1].

Мощи пр. Евфросинии, несмотря на ее церковное почитание, оставались под спудом (т.е. в земле) до 1699 года и были обретены митрополитом Суздальским Илларионом [1]. Мощи и погребальные ризы преподобной оказались нетленными, несмотря на 450-летнее пребывание в земле. Митрополит Илларион совершил торжественное богослужение при большом стечении народа, а затем 25 сентября устроил торжественный крестный ход. Мощи пр. Евфросинии были переложены в новую раку и поставлены около северных врат собора. После этого события монастырь приобрел второе название - Преподобенский.

В 1700 г. Ризоположенский монастырь был лишен государевой руги [1]. Эта выдача из казны была заменена пожалованием поместий, разбросанных в разных уездах. В числе других монастырю были пожалованы поместья суздальских князей Пожарских.

К началу XVIII в. монастырь несколько обеднел, однако, именно в это время (1688 г.) на средства суздальских купцов Лихониных был выстроен Троицкий собор с шатровой колокольней [1]. Н.Н. Воронин приписывает авторство собора Мамину, Грязнову и Шмакову, построившим Святые ворота и паперть Ризположенского собора с запада и юга [3]. Примерно в то же время, по предположению А.Д. Варганова, напротив Троицкого собора, в середине монастырской стены со стороны ярославской дороги (ныне ул. Ленина), были выстроены небольшие ворота с башней [2].

Хотя доходы монастыря уменьшились из-за запретительных указов Петра I, количество монахинь почти не сократилось и составляло на протяжении столетия 60-70 человек. Особых рукоделий вроде златошвейного, могущего давать средства к жизни, в монастыре не было, монахини занимались только «пряжей» [1]. Правительство Петра I, назначая монастырям скудное жалование (Ризоположенский монастырь получал до 1764 года по 162 рубля на свое содержание ежегодно) требовало, чтобы обители доставляли пользу государству. Поэтому монастыри должны были устраивать благотворительные заведения, брать на свое содержание нищих, калек, подкидышей, отставных солдат. Ризоположенский монастырь не стал исключением - по описи, «учиненной прапорщиком Иваном Григорьевым в 1761 году» [1], при монастыре жил отставной поручик Дмитрий Афонин с женой, получавший из монастырских средств 16 рублей 66 копеек в год.

Монастырская реформа 1764 года, по которой все монастырские вотчины, заселенные крестьянами, были отобраны в казну, нанесла значительный ущерб Ризположенской обители. Монастырь был признан второклассным (по числу монахинь и экономическому состоянию) и ему было назначено жалование из казны 475 р. 80 к. в год. Кроме того, по реформе 1764 года был закрыт Троицкий женский монастырь и все его 54 монахини (цифра по Ведомости Коллегии Экономии 1739-41 гг.) вошли в состав Ризположенского монастыря, хотя на их содержание от казны ничего не поступало.

После монастырской реформы Ризположенскую обитель постигло еще одно бедствие: 13 августа 1769 года от окрестных «купецких домов» здесь случился пожар и все деревянные постройки выгорели «без остатку» [1]. Пожар был настолько силен, что медные колокола растопились и слились в кусок меди весом 64 пуда. Многое погибло и из монастырского имущества. Мощи пр. Евфросинии были вынесены и помещены в расположенной рядом с монастырем приходской Лазаревской церкви. После пожара особой комиссией из духовного и светского начальства Суздаля была произведена опись ущерба, в которой приводится цифра: 500 рублей. Эта опись еще  оставляет без внимания ущерб, нанесенный монашеским кельям, которые сгорели все, поэтому оставшиеся без жилья инокини должны были ютиться в монастырских церквях. На ремонт сгоревших монастырских и казенных строений (кровель церквей, амбара и ограды) были ассигнованы из Коллегии Экономии суммы, но на восстановление келий и построек уже упраздненного Троицкого монастыря не дали ничего. Монастырь в течение 20 лет обстраивался на «доброхотные пожертвования». Кельи были выстроены вновь, церкви, колокольня и ограда были перекрыты железом мастерами Глятковскими. Колокола были перелиты из старой меди с добавлением новой. Внутри церквей пришлось поправлять иконостас и отдельные иконы. Царские двери иконостаса были выполнены резчиком Дмитрием Прокофьевым. В 1775 году иконописцы Андрей Васильев и Гаврило Иванов расписали сень над царскими вратами Трапезной церкви.

В соответствии с Екатерининским планом «Регулярной застройки» 1788 года в Суздале через весь город была проложена прямая новая улица (сейчас ул. Ленина). От прежней же главной улицы, замыкавшейся Святыми воротами Ризоположенского монастыря, осталась только часть (ул. Старая). Со строительством новой улицы монастырь вывел свои стены и башни на ее фасад, чем расширил свою территорию, и установил в начале XIX века новую угловую башню. При этом утратилось градостроительное значение Святых ворот, которые замыкали перспективу прежней главной улицы [2].

Пользуясь благосклонным отношением к монашествующим императора Павла I, издавшего в 1797 году указ о наделении обителей угодьями, Ризоположенский монастырь получил земли суздальского архиерейского дома после перевода его во Владимир. Также монастырю достались сенные покосы в количестве 10 десятин и мельница на реке Каменке. В силу того же указа монастырь получил 25 десятин пашенной земли близь села Шиповой слободки и рыбные ловли в селе Мордыш [1].

Ремонт и благоустройство Ризоположенского монастыря продолжались и в XIX столетии. По прошению игуменьи Аполлинарии 1803 года Консистория разрешила постройку новой колокольни взамен колокольни при Сретенской церкви, которая «во многих местах треснула и грозила падением» [1]. Новую колокольню решили сделать грандиозной. По контракту ее взялся строить крестьянин села Ставрова Иван Филиппов. Колокольня строилась на новом месте, с восточной стороны монастыря, для чего были разобраны бывшие в стене ворота. По упоминанию у Георгиевского: «Колокольня эта четырехъярусная, всего в высоту имеет 98 аршин» [1]. У различных авторов высота колокольни варьирует от 69 до 74 метров. Н.Н. Воронин, Г.К. Вагнер связывают постройку колокольни с победой в войне 1812 года [3,6]. А.Д. Варганов и другие авторы приводят годы строительства колокольни: 1813- 1819 [2].

История Ризположенского монастыря конца XVIII – начала XIX столетий связана с духовными подвигами юродивой Марфы Яковлевны Сониной, пользовавшейся большим уважением суздальцев [1]. Она родилась в бедной мещанской семье и рано осталась сиротой после смерти своих родителей. Живя в большой семье своих родственников, Марфа выучилась грамоте и привыкла к неустанному труду, но постоянные ссоры и семейные неурядицы произвели на девушку такое гнетущее впечатление, что она решила отказаться от семейной жизни и поступить в монастырь. Отказав нескольким женихам, просившим ее руки, Марфа покинула семью и отправилась с другими богомольцами странствовать по святым местам. Побывав в Соловецком монастыре, Киеве и других городах, Марфа решила принять на себя трудный подвиг юродства. Вернувшись в Суздаль, она не захотела вести жизнь в кругу семьи, а стала юродствовать. Зимой и летом в одной белой рубашке, босая, она бегала, подпрыгивая, по улицам, возбуждая насмешки уличных мальчишек. Юродивую приютила у себя ее дальняя родственница, Авдотья Изюмова, жившая рядом с монастырём. Марфа ночи проводила в молитвах, а днем работала, плетя кружева и вышивая по заказу богатых купчих и дворянок приданное для их дочерей. Ценя тонкость и искусство работы, ей платили хорошие деньги, но Марфа все раздавала нищим, оставляя только часть для платы за квартиру Изюмовой. Положение юродивого на Руси всегда предоставляло возможность поучать людей добру и резко осуждать их пороки. Марфа не отказывала никому в добрых наставлениях, но нередко являлась защитницей бедных от гонений со стороны богатых и сильных. Исследователь монастыря граф М.В. Толстой, передавая рассказ монахини, знавшей Марфу Сонину при жизни, приводит несколько случаев исцеления больных ее молитвами. Марфа обладала и даром предвидения: она предсказала страшный пожар 1769 года и то, что мощи пр. Евфросинии будут перенесены в церковь Лазаря. Все это возбуждало почитание, которого Марфа не переносила и перед людьми, желавшими почтить ее, она всегда усиленно юродствовала. Приношения Марфа принимала с большим разбором, ничего не беря от людей жестоких и несправедливых. Под конец своей жизни она лишилась способности ходить и семь лет лежала. Монахини Ризоположенского монастыря поочередно ухаживали за больной, изумляясь ее терпению. Подвижница удостоилась мирной христианской кончины и была погребена близ северных ворот придела пр. Евфросинии, где Марфа Сонина всегда стояла и молилась во время церковных служб.

В начале 40-х гг. XIX в. благодаря энергии игуменьи Максимиллы Троицкая церковь, ставшая после упразднения Троицкого монастыря приходской, была приписана к Ризоположенскому монастырю. Максимилла построила вместо деревянной новую каменную стену вокруг Троицкой церкви, как продолжение стены Ризположенского монастыря.

Наибольшего процветания монастырь достиг во время управления игуменьи Серафимы, которая приняла монастырское хозяйство после игуменьи Митрополии «не весьма благоустроенным» [1]. Сестры обители должны были добывать средства для своего содержания, работая поденщицами на суздальских огородах. Традиционной общей трапезы в монастыре не было, так же как не было и общих рукодельных мастерских. Игуменья Серафима постоянно что-то строила и улучшала. На территории бывшего Троицкого монастыря она построила несколько келий для бедных сирот духовного звания, привела в благоустроенный вид Троицкую церковь. У игуменьи Серафимы также явилась мысль построить вместо маленькой и тесной Сретенской церкви новый храм. Были собраны средства и в 1881 году церковь, построенная по проекту владимирского епархиального архитектора Артлебена, была освещена. Выстроенная зимняя Сретенская церковь имела 2 придела: целителя Пантелеймона и преподобных Антония и Феодосия Печерских [5].

После устроения храмов, Серафима нашла благотворителей, давших средства на постройку большого здания трапезной (1881-1884 г.), куда одновременно могли собираться до 200 сестер. Кроме того, она завела в монастыре златошвейное мастерство, которым монахини могли заработать. Для нужд монастыря Серафима приобрела несколько участков пахотной, огородной и сенокосной земли и завела молочное хозяйство. Благодаря ходатайству игуменьи, монастырь получил в собственность участок леса в 200 десятин. Она же устроила в монастыре школу для девочек, для которой было выстроено особое здание, рассчитанное на 60 учениц. Школа была обеспечена от монастыря всеми пособиями и капиталом на свои нужды в 2400 рублей. В целом за время игуменства Серафимы, капитал монастыря увеличился в десять раз. В 1899 г. к Ризположенскому монастырю был приписан упраздненный мужской Васильевский монастырь, переделанный в женский. Храмы и строения этого монастыря от бедности пришли в упадок, и игуменье Серафиме пришлось много сил потратить на их обновление. Также при Серафиме в монастыре был посажен большой фруктовый сад.

В 1901 году монастырь сильно пострадал от пожара, в результате которого сгорели все деревянные постройки и пострадали каменные. После пожара производились частичные перестройки каменных зданий, а вместо деревянных были построены из красного кирпича настоятельская, церковно-приходская школа и два келейных корпуса.

В 1908 году, указом Владимирской консистории на должность настоятельницы Ризоположенского и Васильевского монастырей была определена монахиня Капитолина, возведенная затем в сан игуменьи. Капитолина родилась в крестьянской семье, в 1870 году стала послушницей Ризположенского монастыря. В качестве казначеи она в 1901 году (т.е. после пожара) состояла членом строительной комиссии по возведению монастырских корпусов.

В 1923 году ликвидационная комиссия закрыла Ризоположенский монастырь. Строения и имущество были переданы музейному отделу Главнауки, но фактически с 1924 года распоряжением Владимирского Губисполкома здесь был расквартирован особый дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора, находящегося на территории Спасо-Евфимиева монастыря.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Георгиевский В.Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. - Владимир: Типо–литография Губернского правления, 1900.

2. Варганов А.Д. Суздаль. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1944.

3. Воронин Н.Н. Владимир Боголюбово Суздаль Юрьев–Польской. – М.: Искусство, 1965.

4. Иконы Владимира и Суздаля. - М.: Северный паломник, 2008.

5. Лапшина Т.И. Суздаль. - М.: Планета, 1998.

6. Вагнер Г.К. Суздаль. – М.: Искусство, 1969.

 

Вернуться на страницу «Ризоположенский монастырь в г. Суздале» >>

 

 

 

 

 
   

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© НПФ «Тектоника», 1991-2011.