ГЛАВНАЯ

О КОМПАНИИ

РАБОТЫ

ОБЪЕКТЫ

УСЛУГИ

ПУБЛИКАЦИИ

ЭКОСИСТЕМНЫЙ МЕТОД

ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ

ГЛОССАРИЙ

ОТЗЫВЫ О РАБОТЕ

КОНТАКТЫ

     

История Спасо-Преображенского собора

Спас-Евфимиева монастыря в г. Суздале

                     

Главный монастырский храм был построен в 1352-м году вместе с основанием Спасо-Евфимиевского монастыря. Весьма вероятно, что он был деревянным.

В 1507-11 годах построен был новый собор, а прежний храм стал придельным.

Существующий ныне Спасо-Преображенский собор построен был в конце XVI века. Первые сведения о нем встречаются в писцовой книге города Суздаля за 1628-30 годы. В это время у собора было два придела – один в честь Евфимия – основателя монастыря, другой – в честь весьма почитаемого в наших краях святого Николая Чудотворца.

Более подробное описание соборного храма мы встречаем в монастырской описи 1660-го года: «… церковь каменна боголепна Преображения Господа Божия… о пяти верхах, кресты опаены немецким белым железом, главы опаены по чешуе немецким белым железом, на большой главе полосы черные, вкруг под главами писан подзор разными красками по немецкому железу, поля крыты тесом, у церковных парадных и у правой сторон у дверей две паперти каменные со сводами, в одной стенное письмо ветхое. С монастыря у церкви по стенам со всех четырех сторон вверху в киотах стенное письмо ветхо» [1].

Кроме необычного декоративного убранства глав на соборе в этом описании привлекает внимание и другая деталь – упоминание о росписи паперти и о наличии стенного письма на наружных церковных стенах. В 1660-м году роспись была уже ветхой. Следовательно, она могла появиться вскоре после постройки собора в конце XVI века.

Здесь не указывается, расписан ли был сам собор, вероятнее время, живопись в интерьере тоже была, раз даже фасад был ею украшен.

Автор истории Спасо-Евфимиевского монастыря без ссылки на источники дает дату росписи собора 1689 год [2]. Можно  предположить в связи с этим, что живопись 1689-го года не была первоначальной.

Опись 1660-го года сообщает сведения о придельном Евфимиевском храме: «К церкви Преображения Христова и к приделу Николы Чудотворца приделана церковь каменная прежнего архимандрита Еуфимия Суздальского Чудотворца и на церкви крест укреплен железом белым немецким, глава опаена железом немецким белым по чешуе, под главою писаны подзоры разными красками, по белому немецкому железу покрыты тесом, у церкви двои двери железные…» [3].

Далее та же опись указывает, что в соборе и приделах четырнадцать окончин стекольчатых, а в главах окончины слюдяные. В папертях – окончины и затворы слюдяные.

В собор вело трое створных железных дверей.

Далее, вплоть до 1707-го года, никакими материалами по Спас-Евфимиевскому монастырю мы не располагаем. А в этом году покупали «на церкви божии… на всякое строение и на починку» [4] всякие припасы: на церковные желоба и кресты новые бревна, белое немецкое железо, на кровлю тес, дрань и скалу. Хотя здесь не указывалось, какая церковь имелась в виду, но возможно, что и Спасо-Преображенский собор.

В 1733 году собор описывается так: «Церковь соборная Преображения Господня, каменная с приделом Чудотворца Евфимия да ризничная и книгохранительные палаты и паперть, мерою вкруг 70 сажен» [5].

Описание 1733-го года было составлено в связи с большими ремонтными работами по монастырю, в том числе и по собору, хотя перечня работ по нему обнаружить не удалось.

Во всяком случае, покупалось большое количество бревен на кресты, теса, драни и скалы на кровли, кирпича, извести, белого немецкого железа, связного полосового железа и т.д.

Вот как описывается собор в монастырской описи 1735-го года: «Церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о пяти главах, на средней главе крест железный, а на других главах кресты деревянные опаены немецким белым железом, на главах чешуя опаена белым железом, алтарь и стена и паперти крыты тесом» [6].

Как видно, по сравнению с 1660-м годом, произошли некоторые изменения, вызванные ремонтами и переделками. Так, крест на центральной главе сделан уже из железа, прочие же по материалу остались деревянными, а в действительности, возможно, тоже заменены новыми. Нет уже на главах росписи разными красками и подзоров витиеватых.

Нет уже, как указывалось выше, Никольского придела. Изменилось и количество окон – в 1660-м году в соборе и приделах было 14 окончин, в 1735-м году: «В соборной церкви и в алтаре и в приделе пятнадцать окон больших и малых. Окончины в них слюдяные и стекольчатые» [7]. Впервые указывается число окон в паперти: «Около паперти двадцать шесть окошек, в них окончины слюдяные ветхи» [8].

Сообщаются еще некоторые подробности: «В соборной церкви и в приделе Чудотворца Евфимия стенное подписание, в соборной церкви и в алтаре и в церкви Чудотворца Евфимия помост железной у соборной и у придельной пятеры затворы железные… У папертных дверей трои затворы древянные, в них вставлены окончины большие слюдяные ветхи» [9].

Стенопись здесь, конечно, указывается уже 1689-го года, что касается железных помостов, то имеется в виду, очевидно, пол.

В 1737-м году оставшиеся четыре деревянные креста на соборных главах заменены железными, а потом четыре креста золотили. Возможно, что крест на средней главе был уже к тому времени позолочен. Платили также за покупку «полускальных гвоздей двух тысяч на обивку на церкви чешуй да луженых двухсот на обивку яблок, в которые утверждены кресты…» [10]. Вероятно, чешуя пошла на главы, а яблоки обивали жестью, так как ниже сообщается о покупке на пайку жести фунта олова.

В 1758-м году на Преображенском соборе было четыре главы деревянных, опаянных белым железом. Пятая, очевидно, была уже железной.

В 1762-м году во время пожара сгорела одна из четырех деревянных глав.

В июле 1763-го года настоятель Спасо-Евфимиевского монастыря доносил: «…на имеющейся соборной церкви Преображения Господня глава как от случившегося пожара сгорела, сделана железная и кровля железом, да около той церкви в паперти кирпичный пол починен…» [11].

В это же время отмечалась ветхость трех деревянных глав. Однако, в 1764-м году соборные главы выглядели следующим образом: «… средняя глава крыта железом листовым и позолочена, на ней крест железной резкой золоченой же жа три главы деревянные опаены по чешуе немецким белым железом, ветхи, четвертая крыта железом же, на тех главах кресты железные позолочены ж с синиями, в тех главах в окнах оконницы слуденые ветхи…» [12].

Глава придельного Евфимиевского храма была уже в 1761-64-м годах железной окрашенной зеленой краской, крест железный, позолоченный.

В описи 1764-го года придел и основной собор с алтарями значатся покрытыми железом. Причем, неизвестно, когда прежнее тесовое покрытие заменено новым, железным. Правда, в вышеуказанном документе за июль 1763-го года есть слова о том, что сделана не только железная глава, но и «кровля железом». Тем не менее это еще недостаточно определенное свидетельство.

Что касается придельного храма, то в описи 1761-62 годов кровля на нем указывается железной, но к ней есть приписка в конце о том, что сделано сверх описи: «Придел (Евфимиевский) и при нем святой алтарь покрытые железом» [13]. Следовательно, железная кровля сделана была совсем недавно.

Интересно сообщение описи 1761-62 годов о числе окон в соборе и приделе: «В соборной же церкви и в алтаре, и в приделе в пятнадцати окошках больших и малых окончины стекольчатые и слудяные ветхие» [14]. Но здесь же есть приписка о том, что в приделе Евфимиевском пробито окошко и в него вставлена стеклянная оконница. В 1735-м году в соборе и приделе было 15 окон, в 1764-м году было уже 16 окон, причем в 12 окнах продолжали оставаться слюдяные оконницы, а в 4-х – новые стекольчатые. Следовательно, новое окно в Евфимиевском приделе пробито было в начале 60-х годов XVIII века.

Опись 1764-го года Спасо-Евфимиевского монастыря, хранящаяся во Владимирском областном архиве, сообщает о полах в соборе и приделе следующее: «… в тех церквах и в алтарях помосты железные шахматные» [15].

Опись за тот же год, находящаяся в центральном государственном архиве актов, сообщает, что в алтаре придельной церкви пол был кирпичным.

Разночтения в этих описях касаются и дверей. Первая опись говорит: «… у тех церквей пятеры дверные затворы железные» [16].

Вторая же называет лишь четыре створные железные двери.

Владимирская опись сообщает также одну любопытную подробность: «Под кровлю Преображенской церкви ход и к нему дверь небольшая, железная выкрашена» [17]. Московская опись называет дверь «закрывиной».

Сообщается также о том, что в храме и приделе с алтарями – стенное письмо. Снаружи на стенах собора тоже изображены в красках праздники и разные святые. Далее описи говорят: «… при оных церквах паперти каменные покрыты тесом в один скат, ветхи, около паперти в 26 окнах оконницы слуденые, ветхи, а двадцать седьмое окно без оконницы, в той паперти выслано кирпичом, у оной паперти два рундука каменные да трои двери столярные, в том числе двои расписаны красками, на тех крашеных двоих дверях в переплетинах деревянных вставлены стекла, над одними дверьми на подставах железных узорчетых и выкрашенных для стекания воды положен желоб деревянной и выкрашенной з дву сторон…» [18].

Владимирская опись указывает о существовании лишь 26-ти окон, как и прежние описи, а насчет пола – «положено пять пластин железных шахматных» [19], кроме того, где-то на паперти был укреплен вестовой колокол.

Московская опись говорит вначале о папертях, что они покрыты тесом, и тут же добавляет «ветхи». Вероятно, ветхими были сами крашеные паперти. Тес же был довольно новый, так как паперти покрывали тесом заново в 1759-м году, как сообщают монастырские документы. Что касается дверей створных и желобов, то они сделаны были в 1760-м году. «…построено в нынешний 1760 год вновь при… церкви Преображения 1-го дня к паперти двойные створные двери с оконницами стеклянными…, они красками расписаны…, да к имеющейся на тех папертях крышке на железных подставах узорчатые положены для водоотлив желоб деревянный» [20]. Тогда же в окна делали деревянные решетки.

Московская опись 1764 года говорит и о размерах Спасо-Преображенского собора, вместе с приделом и папертями: длины 13 1/2 сажени, ширины – 15 сажен. Даются сведения и размеры различных пристроек: «При оных церквах при придельной ризничная полата каменная длиною осми сажен дву аршин с половиною, поперек три сажени с полуаршином, при ней двенадцать окошек с решетки и затворами железными крыта тесом ветха.

При той полате к церковным алтарям приделок небольшой каменный же длиннику три сажени с половиною поперек три сажени с без четверти аршина.

Под той полатою и в оном приделке тридцать восемь гробниц над умершими каменных разных вкладчиков.

По другую сторону соборной церкви книгохранительная полата длины трех сажен без четверти аршина поперек три сажени два аршина, при ней пять окон с решетки и с  затворы железными» [21].

Так выглядела соборная церковь со всеми пристройками в 1764-м году.

В 1785-м году опять встал вопрос о необходимости замены трех ветхих деревянных глав железных. Тем более что в них имелись, очевидно, трещины, через которые проходили осадки, «от коих имеющимуси церковному своду чинится повреждение, по всей кровли ветха, почему свод рассенулся и от водотечения ризничным вещам получается немалое повреждение…» [22].

Ризничную палатку в том же 1765-м году разобрали, получив при этом 40 тыс. кирпича для новой постройки. Что касается глав, то и в 1768-м году эти ветхие деревянные главы еще существовали.

В 1770-м году покупали связного железа 101 пуд на связи в ризничную палатку, которую, вероятно, возводили вновь.

До 1818-го года никаких сведений по собору не имеется. Монастырская опись за 1818 год описывает собор таким образом: «Церковь с алтарем и главы покрыты по железным стропилам листовым железом и выкрашены из масла ярью-медянкою, внутри оной под сводами два столпа, и как внутренние стены со сводом, так равно и снаружи южная и западная и на северной стене клеймо расписаны иконным писанием в лето 7197-е верою, рачением и иждивением Павла, митрополиты Сибирского и Тобольского (который погребен на правой стороне в западном углу той церкви), что значится в подписи на стенах оной церкви.

В алтаре и церкви под чугунный…, в алтаре и церкви двенадцать окон разного вида и меры, в них железные решетки и стеклянные оконницы, так как и в  шеях под главами, в большой восемь, а в малых по четыре окна узких, продолговатых, с стеклянными оконницами. Трои двери, как те западные, южные и северные, железные, створные, а в южной другие решетчатые, створные» [23].

Эта же опись сообщает размеры собора, без паперти: длина с алтарем 37 аршин, а ширина – 28 3/4 аршина, высота до кровли 21 аршин, алтарь – 13-ти аршин.

Что касается паперти, пристроенной с трех сторон и покрытой по дереву на один скат железом в гребень, то она имела высоту 14 аршин, ширину от церкви 9, длину с южной стороны 26, с северной – 27, «в диаметре или поперечнике  с запада сорока шести с половиною, в окружности же от придельного храма до кладовой полатки, что на левую сторону большой церкви, ста аршин… Против западных и южных дверей кирпичные свода, на коих, равно как и на стенах, расписано иконным писанием, в ней четырнадцать окон больших с стеклянными оконницами и трои столярные филенчатые двери на петлях железных. Поверх оных у южной и западной полукруглые оконницы, а у северной, в верхней части двери вставлены стекла» [24].

Если сравнить эту опись с предыдущей, то кое-что изменилось по собору: теперь не только собор, главы все, но и паперти покрыты железом. В последней описи упоминается только 14 окон в паперти, ранее здесь было 26. Что касается собора, то в описи 1818 года перечисляется 12 окон, в Евфимиевском же приделе 3 окна, следовательно всего пятнадцать, в прошлой же описи говорилось, что пробито еще одно окно в Евфимиевском приделе, и всех окон насчитывалось 16.

Опись 1818-го года сообщает подробности о придельной церкви: «… длиною с алтарем тринадцати с половиною, шириною девяти с половиною, вышиною до кровли пятнадцати аршин, церковь с алтарем и главы покрыты по железным стропилам листовым железом, внутри оной стены и своды росписаны иконным писанием, в алтаре и церкви под чугунный, три окна с железными решетками и стеклянныя оконницы, двои двери западная и южная железныя, а третья с северной стороны, что и алтарь Преображенской, деревянная, на петлях и крюках железных» [25].

Уже не упоминается ризница с южной стороны собора, разобранная в 1765-м году, и хотя сведения о постройке новой ризницы и имелись, но, вероятно, она была сделана в ином месте.

Сохранилась с северной стороны собора пристройка, которая раньше называлась книгохранительницей: «С левой же стороны Преображенской церкви при алтаре приделана каменная кладовая палатка со сводом, покрыта на один скат по дереву листовым железом в гребень, соединенно с кровлею паперти, длиною одиннадцати, шириною девяти аршин, в той палатке пять окон с железными решетками, а снаружи с железными затворами, в оную из алтаря Преображенского дверь деревянная, на петлях и крюках железных» [26].

Здесь впервые описывается более или менее подробно это помещение. Размеры же его совпадают с теми, которые указывались в прежней, 1764-го года, описи.

Упоминается и усыпальница под собором: «Под сею церковию палатка, в ней каменные гробы преподобного Еуфимия и Иова, архиепископа Суждальского, в кою входная дверь деревянная, на петлях и крюках железных» [27].

Однако, ничего не говорится о приделке, который описывается в 1764-м году, и в котором тоже располагались гробницы.

В описи 1818-го впервые почему-то описывается каменная галерея, существовавшая, вероятно, с давних времен между монастырскою звонницей и собором: «Между осьмигранною старою колокольнею и придельной преподобного Еуфимия церковью, переходы каменные ж на арках, чрез кои проход из придельной церкви в ризничную палатку, вышиною семи, длиною пятнадцати, а шириною четырех аршин и трех четвертей, на них кровля покрыта по дереву листовым железом и выкрашена на масле ярью-медянкою. В них четыре окна с решетками, из коих в двух оконницы стеклянные» [28]. Не упоминаются уже и каменные рундуки, которые еще существовали в 1764-м году.

Следующие по времени документы по Спасо-Преображенскому собору относятся к 1821 году. В этом году монастырские власти решили переделать окна в алтаре соборной церкви. «В алтаре настоящей сего монастыря Преображенской церкви три окна на горнем месте. Устроены продолговатые и узкие, от чего в алтаре очень темно и крайне сыро, так что в весеннее время бывает со стен теча, почему предполагаем, со своей стороны, из тех окон среднее закласть, а сторонние два разделать, каждое в ширину по 2 арш. 10 вершков, в ширину по пяти аршин 8 вершк. и вставить в них новые железные решетки» [29], писали они во Владимирскую духовную консисторию с просьбой разрешить эти работы. Консистория обратилась за консультацией по этому поводу к губернскому архитектору Евграфу Петрову, тот ответил, что разделка окон не повредит ни стенам, ни сводам. Работы эти были разрешены. Интересно, что переписка началась в сентябре 1812 года, а решетки в новые окна заказаны были уже в мае месяце – «из резного железа искусною чистою и прочною работою» [30].

В 1820-м году возникла необходимость довольно значительного ремонта по собору: прохудилась кровля на соборе и папертях, от чего атмосферные осадки проникали на своды, в некоторых местах которых образовались трещины, и в паперти усматривались трещины даже в стенах, здесь же пол местами был выломан, двери и оконницы изветшали. В соборе иконостас старый сгнил, а поверх оного до верха образа поставлены на деревянных тяблах самой низкой простой работы и стенное писание все потускнело…» [31]. Следовательно, иконостас требовал замены, а живопись, по мнению монахов, должна была быть поновлена.

В мае 1822-го года иконостас новый был поставлен, а в июне того же года освящен. Однако, в следующем, 1823-м году, встал вопрос о поновлении образов старых, установленных в новом иконостасе – всего 76 икон. Иконостас новый предполагалось вызолотить «с лаковою работою» [32].

Отдельные сюжеты на стенах собора предполагалось переписать масляной живописью. На крышу, так и не отремонтированную в 1822-м году, предполагалось купить 100 листов нового железа в замену старого, проржавевшего, а затем всю крышу и главы покрасить зеленою краскою. Кирпичный пол в паперти заменить лещадным. В паперти же заделать трещины в стенах и положить связи. Составлена была смета. Но работы в 1823-м году не производились, за исключением кровельных. Относительно же живописных Владимирская духовная консистория в сентябре 1824-го года послала указ в Спас-Евфимиевский монастырь «о дозволении в настоящей оного монастыря Преображенской церкви вновь устроенный иконостас позолотить червонным золотом на полименте с лаковою работою Владимирскому мещанину Василию Дмитриеву Седову своими материалами за восемь тысяч семьсот рублей, а состояние в оном иконостасе образа и стенное писание возобновить переславскому мещанину Петру Васильеву Шманаеву за тысячу семьсот рублей…» [33].

Что касается кровель и глав, не вычиненные и покрашенные в 1828-м году, к 1832-му году они опять потребовали ремонта и окраски, как сообщал об этом во Владимирскую духовную консисторию настоятель монастыря Парфений, прилагавший к своему рапорту и смету [34].

Работы эти были сделаны в следующем, 1833-м году.

В 1845-м году Владимирская духовная консистория слушала доношение архимандрита Спасо-Евфимиевского монастыря «о дозволении на Спасо-Преображенском холодном соборе, придельной Евфимиевской церкви, алтарях и папертях кровли и главы окрасить, а кресты вызолотить…» [35].

Очевидно, в том же году указанные работы были выполнены, так как опись 1845-го года говорит о соборе следующее: «Церковь с алтарем и главы покрыты железом, выкрашенным медянкою, а кресты железные, вызолочены по гульфабре» [36]. Размеры собора без папертей даны те же, что и в описи 1818-го года, т.е. длины с алтарем 37 аршин, ширина 28 3/4, вышина до кровли 21, алтарь – 13 аршин.

Те же размеры сообщаются и о папертях. Ее размеры остались такими же, как в 1818-м году: высота 14 аршин, ширина 9, длина с южной стороны 26 аршин, с северной – 27, в поперечнике с запада – 48 1/2, а в окружности от придела Евфимиевского до кладовой палатки – 100 аршин. Сообщается опять, что она покрыта по дереву железом, а гребень на один скат. Ничего нового не дает монастырская опись 1846-го года о придельной Евфимиевской церкви – те же размеры,  покрытие глав и кровель. Без изменения оставалась кладовая палатка слева от соборной церкви и переход из придела в колокольню.

За десять последующих лет материалов по собору не имеется. А в 1858-м году предполагалось провести следующие работы: «…1-е – около холодного собора, галерей и у крыльца весь фундамент вычинить, 2-е – у придела Преподобного Евфимия стенку вычинить, вокруг всей соборной церкви цокульный камень весь искусно пробрав, обтесать и цокуль около всего собора прочно и чисто исправить и ровно сплотить… 3-е – на северных дверях за церковью на арке щель пробрав, заделать, на той же стороне угловое окно прочно перебрать, щель внизу у подоконна заделать, 4-е – с западной стороны на трех окнах вверху и внизу продольные трещины пробрав заделать, и если истребуется связать, то положить оную для прочности, 5-е – на той же стороне на паперти рундук переслать, на стенках камни подлить известью и сплотить, 6-е – в оной же паперти кирпичный пол в пять аршин шириною гладко переслать, 7-е – на папертях с южной стороны камни, лежащие на полу, пред входом в соборную церковь,  исправить, на порогах оборотить и гладко выровнять, равно и на стенках камни подлить известью и сплотить, 8-е – у алтаря холодной соборной церкви три окна вычинить и подоконки у оных железом… покрыть» [37].

Как видим, серьезному ремонту должны были подвергнуться фундаменты, стены, окна собора, правда, без переделки существовавших конструкций. Кстати, неизвестно, почему в алтаре упоминается три окна, ведь в 1822-м году из трех окон сделали два, растесав их и выложив среднее.

В том же 1856 году потребовали вновь ремонта и покраски кровли и главы на соборе. Сделать нужно было новые водотечные желоба. Стены наружные собора, там, где не было  живописи, паперти, придел, шеи под главами предполагалось выкрасить охрою, а кресты с глав снять, вызолотить и укрепить снова на месте.

Сделаны ли были эти работы – в документах не сообщается.

В 1862-м году потребовало ремонта покрытие на папертях. Они были покрыты по дереву железом. Оказалась ветхой не только кровля, но под нею стропила, обрешетины, балки, досчатая подшивка. В связи с этим предполагалось: «…перекрыть прежнюю железную кровлю и окрасить оную…, сделать вновь досчатую подшивку, оштукатурить и окрасить ее…» [38].

В 1863-м году исправление паперти было окончено.

В 1864-м году в «Преображенском храме сделано вновь в самый храм и в паперть оного 21 оконная рама разной величины с бемскими и белыми стеклами и некоторые с навесами и окрашены масляною краскою» [39].

Особенно большие работы проведены были по собору в 1866-м году. Во-первых, в нем устроен второй придельный храм в честь Сергия Радонежского – очевидно, там, где когда-то была книгохранительница, а потом – кладовая палатка, т.е. с севера: «Окончен сооружением придельный храм Преп. Сергия Радонежского Чудотворца с северной стороны Преобр. храма, начатый построением в 1865 году, покрытый железом, с одной главой, четырьмя окнами и оштукатурен …предалтарный деревянный резной иконостас со святыми вновь написанными свят. иконами, иконостас вызолочен червонным золотом на полименте…» [40]. Вход устроен с запада. Каменной кладкой переделаны были входы в собор с южной и северной сторон, паперти с трех сторон обвязаны железными связями, с двух сторон перед ними сделаны каменные ступени, в папертях же «сделаны… две каменные стены и две арки» [41], но где именно – не указывалось. В главах собора заложены окна, сколько и какие именно – тоже не уточнялось. Снаружи штукатурены пилястры, капители, арки, окна, причем, последние и внутри, входы, местами стены внутри же. В окна и двери вставлены были проволочные решетки. Переделаны решетчатые входные двери и сделаны вновь деревянные с фрамугами со стеклом. В средней и юго-восточной главах исправлена фресковая роспись. В Ефимиевском приделе сделано было следующее: «…а) под полом алтаря устроен вместо прежнего поврежденного новый свод и исправлены стены (раб. начат. в 1865 г.); б) наслан каменный плитовой пол в алтаре и в церкви (раб. начат. в 1865 г.); в) устроены с западной стороны железные и деревянные полустеклянные двери; г) устроен двухъярусный предалтарный деревянный резной иконостас, вызолоченный червонным золотом на полименте, а на стенах и своде все живописные изображения возобновлены» [42].

За 1866 год есть сообщение о том, что на возобновление живописи в соборе пожертвовал деньги Шереметьев, а другие вкладчики пожертвовали 2000 рублей на деревянный пятиярусный иконостас с резными колоннами и прочими резными украшениями в старинном виде» [43], причем указывалось, что иконостас этот сделан в главный Преображенский храм. Это известие вызывает некоторое недоумение – сорок с небольшим лет тому назад в собор сделан был новый иконостас, а теперь, через довольно короткий срок, его заменяют.

В 1868-м году кровлю собора, не крашеную уже свыше 10 лет, необходимо было покрасить заново, что и было сделано, очевидно.

В том же году каменщик Михаил Миронов представил счет на оплату 112 дней, которые он проработал в холодном соборе – «окна разделывал» [44]. Где он разделывал окна – неизвестно, но указание это весьма существенное. Больше нигде не встречаются документы о переделке окон. Документальный материал по собору после 1868-го года очень скуден. Тем не менее в настоящее время мы находим широкие окна в папертях и в соборе. Вполне возможно, что появились эти окна в 1868-м году.

В том же 1868-м году встал вопрос о сломке галереи каменной, соединявшей Евфимиевский придел с колокольней, с той ее частью, где помещалась в это время одна из монастырских ризниц (другая, главная, помещалась при теплой Успенской церкви). Настоятель Спасо-Евфимиевского монастыря Досифей просил владимирского архиепископа «дозволить сломать означенную галерею от храма к колокольне, как ненужную и чем сделать более открытым памятник Пожарского, а кирпич от той галереи употребить на поправку других некоторых монастырских зданий, вход же в ризничью палатку сделать снаружи, вместо двери из храма устроить окно» [45].

Разборка галереи была разрешена, и таким образом исчезло интересное архитектурное сооружение.

В 1869-м году живописцами Алексеем Пономаревым, крестьянином Костромской губернии, вместе с товарищем его Авдеевым заключено было условие на расписывание живописными картинами вновь устроенного Сергиевского придела и на поновление живописи старой в соборе. Так в контракте Пономарева указывалось: «… обязуюсь произвести стенную фресковую работу алтаря Спасо-Преображенского храма в диаконнике…, возобновить, как должно, изображения святых на двух столбах того же храма…» [46].

В 1871-м году Преображенский храм белили и оштукатуривали цоколь.

Последнее описание Спасо-Преображенского собора, известное нам, относится к 1901-му году и заимствовано из монастырской описи: «Спасо-Преображенский храм по двум боковым приделам, увенчанным своими особыми главами, представляется семиглавым. Приделы ниже среднего храма, а алтари еще ниже. Снаружи храм украшен живописью, которая по характеру соответствует внутренней. Кругом – от приделов к западу идет низкая галерея. Входных дверей три, у западных и южных дверей – навесы на чугунных столбах.

Алтарь среднего храма на три отлива, окон 4 и по 1-му в придельных алтарях.

С южной стороны вверху в среднем храме 2, в приделе 1, вверху 1 и внизу 1, в галерее – больших и 2 меньших.

С западной стороны – в среднем храме 1 широкое и 2 по сторонам узких окна, в галерее по 2 с каждой стороны от дверей. С северной стороны в среднем храме 1 широкое и 1 узкое окно; в приделе 1 вверху, 2 внизу и 1 на запад, в галерее 2 больших и 3 поменьше.

Храм весь каменный, крыт железом, средняя глава украшена металлическими звездами.

Придельный храм пр. Сергия Радонежского построен позднее, в 1865 г., из прежней кладовой, то каменный» [47].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЦГДА, ф. 1203, оп. 1, д. 29, листы 3-3 /об/.

2. «Труды Владимирской ученой архивной комиссии», кн. XIV, 1912  г.

3. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 29, лист 75 /об/.

4. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, вяз. 44, дело 1, лист 1.

5. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. 1, вяз. 117, д. 9, лист 2 /об/.

6. ГИМ, дело ; 176 Уваровского фонда, лист 2.

7. ГИМ, дело № 176 Уваровского фонда, лист 9 /об/.

8. Там же.

9. ГИМ, дело № 176 Уваровского фонда, лист 9 /об/.

10. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. 1, вязка 97, дело 1, лист 11.

11. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. II, вязка 238, дело 41, лист 7 /об/.

12. ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 553, лист 644.

13. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. II, вязка 244, дело 75, лист 75.

14. Там же, лист 20 /об/.

15. ВОГА, ф. 560, оп. 1, д. 187, лист 3.

16. ВОГА, ф. 560, оп. 1, д. 187, лист 3.

17. Там же, лист 5.

18. ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 553, листы 644-644 /об/.

19. ВОГА, ф. 560, оп. 1, д. 187, лист 2.

20. ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 553, лист 619.

21. ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 553, листы 619 /об/ - 620.

22. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. II, вязка 256, д. 98, лист 1.

23. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 278, д. 156, листы 1, 2, 2/об/.

24. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 278, д. 155, лист 2 /об/ - 3.

25. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 278, д. 155, лист 3 /об/.

26. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 276, д. 155, лист 4.

27. Там же, лист 3 /об/.

28. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 278, д. 155, лист 9.

29. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 290, д. 84, лист 1.

30. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 280, д. 86, лист 1.

31. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 280, д. 166, лист 14 /об/.

32. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 280, д. 166, лист 6.

33. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 280, д. 148, лист 1.

34. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 289, д. 24, листы 1-4.

35. ВОГА, ф. 567, од. 2, д. 30, лист 120.

36. ВОГА, ф. 556, оп. 110, д. 139, лист 101.

37. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 314, д. 10, лист 2-2 /об/.

38. ЦГАДА, ф.1203, оп. 1, ч. III, вязка 320, д. 11, лист 3.

39. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 321, д. 29, лист 1.

40. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 325, дело 4, лист 2 /об/.

41. Там же, лист 2.

42. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 325, д. 4, лист 2 /об/.

43. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 325, д. 4, лист 8.

44. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III. Вязка 328, д. 9, лист 8.

45. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ч. III, вязка 328, д. 11, лист 1.

46. ЦГАДА, ф. 1203, вязка 329, д. 8, лист 1.

47. ВОГА, ф. 578, оп. 1, д. 327, листы 5-5 об.

 

Вернуться на страницу «Спас-Евфимиевский монастырь в г. Суздале» >>

 

 

 

 

 
   

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© НПФ «Тектоника», 1991-2020.